Организация обучения в системе SCALIR
Поскольку веса С-связей могут регулироваться системой в процессе работы, она способна таким образом самообучаться в соответствии с информацией, вводимой пользователем. Ниже мы опишем, как это делается в системе SCALIR, опуская несущественные детали.
Предположим, что один из входов узла i связан с выходом узла j, причем связь имеет вес Wij. Если узел i представляет документ, имеющий отношение к термину, представленному узлом j, то в процессе обучения нам может потребоваться усилить эту связь. Если же пользователь посчитает, что документ имеет мало общего с этим термином, то потребуется ослабить эту связь. Главный вопрос, который нужно при этом решить, — в какой степени нужно менять значение веса. Одно из простых правил вычисления значения изменения веса Wij может быть выражено формулой
Wi = nfiaj,
где n| — константа скорости обучения (learning rate), a fi — коэффициент обратной связи от пользователя, который, например, может принимать значение +1 или—1.
Однако применение такого правила не настолько очевидно, как это может показаться с первого взгляда, по следующим причинам.
- Определить значения
уровня активности а, не так просто, поскольку активизированный при
возникновении запроса входной узел может снизить свою активность после того,
как запрос будет снят.
- Соседи узлов, которые
получают обратную связь, также должны, по-видимому, получать некоторую информацию
обратной связи от пользователя, подтверждающую, что они представляют документы,
имеющие отношение к запросу.
- Узел i может находиться
в конце сети распространения активности, а следовательно, информация от пользователя
(обратная связь) должна распространяться по сети в обратном направлении.
Конечно, в реальной системе SCALIR процесс самообучения несколько сложнее, поскольку в ней существуют связи разных типов. Читателям, интересующимся деталями этого процесса, следует познакомиться с работой [Rose, 1994], Но идея комбинированного использования символических и субсимволических методов заслуживает дальнейшего углубленного изучения. В системе SCALIR продемонстрирован довольно прагматический компромисс между чисто статистическим подходом к извлечению информации и традиционным подходом для экспертных систем, требующим большого объема знаний о предметной области.
Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий