Живопись
Вам, наверное, приходилось замечать, как неоднородно наше восприятие контрастов цвета, которые могут казаться нам красивыми или, наоборот, раздражать, вызывать чувство радости или тревоги.
Ведь невольно заглядишься на веселый вихрь цветовых сочетаний, когда на прилавках базара сверкают красные помидоры, яблоки, зеленые огурцы, арбузы, желтые тыквы, дыни. И вместе с тем часто «в глазах рябит» от большого количества пестрых предметов.
Какие разные ощущения может вызвать контраст цвета в сумерки, когда в комнате зажгли электричество, а за окном — холодный свет угасающего дня! У одних возникает чувство спокойного уюта; другие увидят здесь особую прелесть двойного освещения; а для третьих — это образ тревоги.
Или вспомним, какое зрелище представляет собой иной раз начало грозы. Надвинулись тучи, все кругом почернело, а где-то кусок поля еще сияет под лучами солнца.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Всем знакома необычайная красота подобных контрастов цвета в природе. Но эта картина может навеять и чувство смятения, даже показаться зловещей.
Одно из лучших полотен художника Ван Гога называется «Ночное кафе». В письме к брату он замечательно рассказывает об этом своем произведении: «В этой картине я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом. Комната кроваво-красная и глухо-желтая с зеленым биллиардным столом посредине; четыре лимонно-желтые лампы, излучающие оранжевый и зеленый. Всюду столкновение и контраст наиболее далеких друг от друга красного и зеленого — в фигурах бродяг, заснувших в пустой, печальной комнате, — фиолетовый и синий…» «В моей картине „Ночное кафе“, — продолжает Ван Гог, — я пытался показать, что кафе — это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление». И художнику удивительно удалось это выразить своей живописью! Ван Гог любил контрасты цвета, передавая не только мрачные, как «Ночное кафе», но радостные по настроению сюжеты, например, он написал свой желтый домик на фоне ясного голубого неба, как праздник.
Есть множество картин, колорит которых решен на сильных контрастах цвета, а образное содержание их при этом очень разнообразно: оно может выражать покой, тревогу, радость, беспокойство.
В наших практических заданиях предлагаем вам поработать над живописным решением контрастных цветовых тонов.
1. Для начала выполните несколько эскизов орнамента. Для узора можно использовать растительные формы, геометрические фигуры, изображение птиц, животных, предметов и т. д, Только одно условие: каждый узор сделайте в трех вариантах. Предположим, что для раскрашивания узора вы возьмете три цвета, которые мы условно обозначим А, Б, В (обозначаем их условно, чтобы цвета вы выбрали по своему усмотрению). Во всех трех вариантах рисунок узора должен быть совершенно одинаковым, но раскрашивать каждый из них надо не совсем одинаково. И именно — менять «местами» цвет А, цвет Б и цвет В. Если, например, в первом варианте цветом А закрасите самый большой участок узора, цветом — Б участок поменьше, а цветом В — еще меньший участок, то в следующем варианте измените пропорции между ними, то есть пусть цвета Б станет больше, чем цвета А; в третьем случае больше всего места уделите цвету В и меньше всего — цвету А.
Взгляните, что у вас получилось: узор один и тот же и цвета одни и те же, а общее впечатление от каждого варианта — другое. Вам даже покажется, что сам рисунок узора изменился. Придумайте новый узор и возьмите, скажем, четыре цвета (также в нескольких вариантах). Вы убедитесь в том, что цветовая композиция и ее воздействие зависит не только от подбора цветовых тонов, но также и от пропорциональных соотношении между ними, то есть от размера и формы каждого цветового пятна в целом. Это послужит наглядным уроком для ваших дальнейших занятий.
И в живописи нельзя не учитывать количественно соотношения цвета в этюде. Например, этюд решается на контрастных цветах. Если нарушено необходимое равновесие одного цвета с другим, вместо ощущения яркости, может появиться ненужная пестрота. Бывает, ученик, добиваясь, чтобы какой-то участок этюда «загорелся», засветился, все больше и больше увеличивает «дозу» краски.
И она начинает «вырываться». Важно угадать пропорции одного цвета к другому, к третьему и т. д. Эти пропорции обусловливаются не только формой и величиной изображаемых предметов, но и решением общих цветовых отношений, благодаря которым возникает нужное впечатление в целом. У вас будет возможность убедиться в этом, когда вы станете выполнять наше второе задание.
2. Напишите натюрморт из контрастных по цвету предметов.
Не торопитесь сразу браться за этюд, не жалейте времени на поиски интересного композиционного решения работы. Пробуйте, группируя предметы, располагать их по-разному — ведь от этого зависит, как станут смотреться цветовые контрасты натуры в целом; немаловажная роль принадлежит и освещению (будет ли натюрморт больше освещен с одной какой-то стороны, или — прямым светом, или находиться против света и т. п.); и конечно, не забывайте о необходимости предварительных набросков, о вариантах компоновки вашего холста или листа бумаги. Всей этой работе посвятите первый сеанс и только лишь на следующий принимайтесь за живопись.
Если в живописи на сближенные цветовые отношения требовалось как бы «раздвинуть» цвета, чтобы возник необходимый контраст между ними, то теперь надо все «объединить» так, чтобы этюд не получился просто пестрым. Как это сделать?
Надо заботиться о том, чтобы один контрастный цвет «держался» с другими, наподобие звучания разных инструментов в оркестре. Может быть, вам понадобится где-то ввести более сдержанные оттенки, а где-то усилить яркость, в теплый по цвету участок добавить холодноватые оттенки, в холодный более теплые. Представьте себе, что перед вами весы, у которых не две чаши, а много… Каждый цвет в общих соотношениях этюда «весит» по-разному. Один сильнее оттягивает «чашу», другой — меньше, а третий ее лишь чуть «качнул». Чтобы добиться выразительного равновесия, одну «чашу» надо дополнить, то есть усилить звучность цвета, «вес» другой — облегчить, то есть взять более сдержанно и т. д.
Такая работа требует большого напряжения и не стоит, пожалуй, писать более двух часов подряд.
Трудно сказать заранее, сколько потребуется сеансов, но не правы те начинающие художники, которые считают работу законченной в тот момент, когда весь холст или лист бумаги закрыт краской. Законченность работы заключается в выразительной, верной передаче своего впечатления от натуры, своего замысла.
3. Кроме натюрморта, найдите другие натурные сюжеты, в которых вы увидите интересные контрасты цвета. Не обязательно писать только с натуры, можно найти живые композиционные решения, работая по представлению, по памяти.
Картины для самостоятельного поиска
А. Мордвинов. Обманка. Натюрморт. 1836. Х., масло. ГРМ
В. Фаворский. Натюрморт с маской Пушкина. 1930. Б., тушь, кисть. ГМИИ
О. Ренуар. Дама с муфтой. Б., тушь, акв., перо, кисть. ГМИИ
И. Репин. Портрет Стрепетовой. 1882. Х., масло. ГТР
И. Репин. Портрет А. М. Комашки. 1915. Б., тушь, кисть. ГТГ
О. Ренуар. Девушки в черном. 1883. Х., масло. ГМИИ