Планирование текстов пояснений и модели пользователей в PEA
Помимо совершенствования базы знаний и явного представления структуры целей, для формирования пояснений необходимо также иметь определенный план выполнения этой процедуры. Мур отказался от идеи использования сценариев или шаблонов поясняющих текстов по следующим причинам [Moore, 1995].
- Сценарии могут помочь
в представлении шаблонов сообщений, но не учитывают возможности представления
более субъективных вещей вроде информации о тех соображениях, которые побудили
систему выполнить определенную манипуляцию с переменными или задать вопрос
пользователю.
- Сценарии образуют слишком
"жесткую" конструкцию, в которую сложно втиснуть подходящие по смыслу
ответы на запросы пользователя.
Для перехода в состояние, в котором собеседник будет склонен выполнить операцию
ЕСЛИ
Операция представляет собой шаг к достижению некоторой цели (целей), приемлемой для собеседника, и
Цели являются наиболее приемлемыми среди всех возможных путей уточнения
ТО
Мотивировать это действие в терминах целей.
Процитированный оператор является достаточно общим и может быть применен к любой предметной области, а не только к той, в которой используется конкретная экспертная система. Однако действие, к выполнению которого этот оператор побуждает пользователя, конечно же, связано с конкретной предметной областью. Точно так же и цели имеют смысл, связанный с конкретной предметной областью. Если речь идет о системе PEA, то такой целью может быть либо улучшение читабельности программы, либо упрощение ее сопровождения, либо какая-то другая цель, которую может преследовать пользователь, работая с системой. Как и при работе с программой STRIPS и другими экспертными системами планирования, связывание таких правил в цепочку приводит к последовательному разложению целей на подцели (рис. 16.6).
Рис. 16.6.
Уточнение целей при планировании диалога с пользователем
(COMPETENT USER (DO USER REPLACE)) (KNOW-ABOUT USER (CONCEPT PROGRAM)) (KNOW-ABOUT USER (CONCEPT LISP-FUNCTION)) (KNOW-ABOUT USER (CONCEPT S-EXPR)) (KNOW-ABOUT USER (CONCEPT READABILITY)) (KNOW-ABOUT USER (CONCEPT MAINTAINABILITY))
Эти выражения на языке LISP отражают тот факт, что пользователь знает, как с по-Мощью редактора заменить одно выражение другим, имеет представление о программе и функциях языка LISP и т.д. Но система PEA может также учитывать и уровень подготовки не усредненного, а конкретного пользователя, анализируя его поведение и представленный для модификации программный код. Например, программа в процессе просмотра кода выясняет, каким функциям LISP программист отдает предпочтение, и соответственно корректирует модель пользователя. Она также фиксирует, когда пользователь соглашается с предлагаемыми программой мерами модификации анализируемого текста. В результате система способна определить, достигнута ли поставленная цель диалога с пользователем.
Подведем итоги всему сказанному о возможностях системы PEA. Планировщик этой программы располагает сформулированной целью общения с пользователем, с которой он время от времени сверяет свои действия. Как правило, это происходит, когда возникает необходимость убедить в чем-то пользователя. Обладая способностью анализировать уровень подготовки пользователя, система может адекватно формировать пояснения на том уровне детализации, который необходим именно данному пользователю.