Введение в экспертные системы

         

Уровни анализа знаний


Приведенное выше разделение на этапы встречается также и в работе Уилинги, который разработал моделирующий подход к инженерии знаний в рамках созданной им среды KADS [Wielinga et al, 1992]. В основе этого подхода лежит идея о том, что экспертная система является не контейнером, наполненным представленными экспертом знаниями, а "операционной моделью", которая демонстрирует некоторое нужное нам поведение в столкновении с явлениями реального мира. Приобретение знаний, таким образом, включает в себя не только извлечение специфических знаний о предметной области, но и интерпретацию извлеченных данных применительно к некоторой концептуальной оболочке и формализацию их таким способом, чтобы программа могла действительно использовать их в процессе работы.

В основу оболочки

KADS положено пять базовых принципов.

(1) Использование множества моделей, позволяющее преодолеть сложность процессов инженерии знаний.

(2) Четырехуровневая структура для моделирования требуемой экспертности — набора качеств, лежащих в основе высокого уровня работы специалистов.

(3) Повторное использование родовых компонентов модели в качестве шаблонов, поддерживающих нисходящую стратегию приобретения знаний.

(4) Процесс дифференциации простых моделей в сложные.

(5) Важность преобразования моделей экспертности с сохранением структуры в процессе разработки и внедрения.

Ниже мы рассмотрим подробно два первых принципа.

Главным мотивом создания оболочки KADS было преодоление сложности знаний. На сегодняшний день у инженеров по знаниям имеется возможность использовать при построении экспертных систем множество самых разнообразных методов и технологий. Однако при этом остаются три основных вопроса:

  • определение проблемы, которую необходимо решить с помощью экспертной системы;
  • определений функций, которые возлагаются на экспертную систему применительно к этой проблеме;
  • определение задач, которые необходимо решить для выполнения возложенной функции.
Первый из принципов, положенных в основу KADS, состоит в том, что оболочка должна содержать множество частных моделей, помогающих найти ответ на эти вопросы. Примерами таких моделей могут служить:

  • организационная модель "социально-экономической среды", в которой должна функционировать система, например финансовые услуги, здравоохранение и т.п.;
  • прикладная модель решаемой проблемы и выполняемой функции, например диагностика, планирование расписания работ и т.д.;
  • модель задач, демонстрирующая, как должна выполняться специфицированная функция, для чего производится ее разбиение на отдельные задачи, например сбор данных о доходах, формирование гипотез о заболеваниях.
Между этой терминологией и той, которой пользовался Бучанан, нет прямого соответствия, но можно сказать, что организационная и прикладная модели аналогичны стадии идентификации в предложенной Бучананом структуре.

В подходе, который реализован при создании KADS, стадия "концептуализации" разбивается на две части: модель кооперации, или коммуникации, и модель экспертности. Первая отвечает за декомпозицию процесса решения проблемы, формирование набора простейших задач и распределение их между исполнителями, в качестве которых могут выступать и люди, и машины. Вторая модель представляет процесс, который обычно называется извлечением знаний, т.е. анализ разных видов знаний, которые эксперт использует в ходе решения проблемы.

Кроме указанных, в состав оболочки KADS входит еще и модель проектирования, включающая технологии вычислений и механизмы представления знаний, которые могут быть использованы для реализации спецификаций, сформулированных предыдущими моделями.

На первый взгляд кажется, что представленный выше анализ в какой-то степени смазывает отличие между стадиями концептуализации и формализации. Можно, конечно, возразить, что стадия формализации представляет собой просто более детальную проработку концепций и отношений, выявленных на ранних стадиях. Модель проектирования частично включает то, что в прежней схеме было отнесено к стадии реализации, но она не предполагает создание выполняемой программы.

В своей ранней работе Уилинга немного по-другому проводил разграничение между уровнями анализа [Wielinga and Breuker, 1986]. Он рассматривал четыре уровня анализа.

  • Концептуализация знаний. На этом уровне предполагалось формальное описание знаний в терминах принципиальных концепций и отношений между концепциями.
  • Уровень эпистемологического анализа. Целью такого анализа было выявление структурных свойств концептуальных знаний, в частности таксономических отношений.
  • Уровень логического анализа. Основное внимание уделялось тому, как строить логический вывод в данной предметной области на основе имеющихся знаний.
  • Уровень анализа внедрения. Исследовались механизмы программной реализации системы.
В более поздней разработке три первых уровня включены в состав модели экспертно-сти, а уровень анализа внедрения — в модель проектирования. Четырехуровневая структура KADS согласуется с предложенной Кленси схемой разделения знаний различного вида в соответствии с их ролью в процессе решения проблем [Clancey, 1985]. Подробно схема Кленси будет рассмотрена в главе 11. В частности, знания, касающиеся конкретной предметной области, теперь разделены на знания более высокого уровня (знания, относящиеся к построению логического вывода в этой предметной области), знания выбора решаемых задач и знания стратегии решения задач.

Эти уровни знаний представлены в табл. 10.1. Стратегический уровень управляет процессом выполнения задач, использующих при решении проблем методы логического вывода, подходящие для конкретной предметной области, и знания из этой области. Анализ такой схемы дифференциации знаний будет проведен в следующей главе.

Сейчас же только отметим, что описанная схема дифференциации знаний приводит нас к довольно простой архитектуре экспертной системы. В частности, оказывается, что даже в рамках традиционной архитектуры, предполагающей наличие базы знаний и машины логического вывода, можно неявным образом включить задачи и стратегии и в структуру знаний о предметной области, и в механизм построения логических заключений. Мы еще увидим в дальнейшем, что явное выделение этих задач и стратегий является главным моментом как в процессе приобретения знаний, так и в процессе проектирования структуры экспертной системы.

Таблица 10.1. Четырехуровневая схема дифференциации знании в системе KADS

Категория знаний

Организация

Виды знаний

Стратегическая

Стратегии

Планы, метаправила

Задача

Задачи

Цели, управляющие термы, структуры задач

Логический вывод

Структура логического вывода

Источники знаний, метаклассы, схема предметной области

Предметная область

Теория предметной области

Концепции, свойства, отношения

 

10.1. Оболочки CommonKADS и KASTUS

Описанные принципы построения оболочки системы приобретения знаний получили дальнейшее развитие в системе CommonKADS [Breaker and van de Velde, 1994]. Эта система поддержки инженерии знаний содержит редакторы каждого из перечисленных типов моделей и множество инструментальных средств и компонентов, облегчающих проектирование экспертной системы. Существенную помощь менеджеру проекта при планировании работ должна оказать модель жизненного цикла экспертной системы. В дополнение к тем моделям, которые входили в состав ранних версий оболочки KADS, в новую версию включено несколько новых, в частности модель агента, которая представляет саму экспертную систему, ее пользователей и подключенные вычислительные системы.

В рамках проекта KASTUS онтология и методология оболочки KADS была использована и при построении больших повторно используемых баз знаний [Wielinga and Schreiber, 1994]. Наименование проекта KASTUS — сокращение от Knowledge about Complex Technical Systems for Multiple Use (знания многоразового применения о сложных технических системах). Цель проекта — создание системы знаний, которую можно было бы использовать в множестве разнообразных приложений.

Уилинга и его коллеги сформулировали ряд принципов, которые составили основу 'методологии построения баз данных совместного использования. Один из них предполагает четкое разделение знаний, относящихся к предметной области и методам управления процессом применения знаний, другой — дальнейшее углубление онтологии предметной области, т.е. модели сущностей этой области и отношений между сущностями. Углублению и развитию этих двух концепций посвящено целое направление в современной литературе по экспертным системам, в которой такой подход противопоставляется методологии, основанной на приоритете технологий программирования, таких как формализм порождающих правил.

Содержание раздела