Введение в экспертные системы
|
ГЛАВА
10.
Приобретение
знаний
- 10.1. Теоретический
анализ процесса приобретения знаний
- 10.2. Оболочки экспертных
систем
- 10.3. Методы приобретения
знаний
- 10.4. Приобретение
новых знаний на основе существующих
- Рекомендуемая литература
- Упражнения
В главе 1
мы уже цитировали определение термина приобретение знаний (knowledge acquisition),
данное Бучананом.
"Передача
и преобразование опыта решения проблем, полученного от некоторого источника
знаний, в программу".
Термин приобретение
знаний носит обобщенный характер и совершенно нейтрален к способу передачи
знаний. Например, передача может осуществляться с помощью специальной программы,
которая в процессе обработки большого массива историй болезни устанавливает
связь между симптомами и заболеваниями. А вот термин извлечение знаний (knowledge
elicitation) относится именно к одному из способов передачи знаний — опросу
экспертов в определенной проблемной области, который выполняется аналитиком
или инженером по знаниям. Последний затем создает компьютерную программу,
представляющую такие знания (или поручает это кому-нибудь другому, обеспечивая
его всей необходимой информацией).
Этот же термин
применяется и для обозначения процесса взаимодействия эксперта со специальной
программой, целью которого является:
- извлечь каким-либо
систематическим способом знания, которыми обладает эксперт, например, предлагая
эксперту репрезентативные задачи и фиксируя предлагаемые способы их решения;
- сохранить полученные
таким образом знания в некотором промежуточном виде;
- преобразовать знания
из промежуточного представления в вид, пригодный для практического использования
в программе, например в набор порождающих правил.
Преимущество
использования такой программы — снижение трудоемкости процесса, поскольку перенос
знаний от эксперта к системе осуществляется в один прием.
В этой главе
мы детально рассмотрим процесс извлечения знаний и в теоретическом, и в практическом
аспектах. Сначала будет представлен такой способ организации приобретения знаний,
когда весь процесс разбивается на несколько этапов или уровней анализа. Затем
будут описаны результаты некоторых ранних работ в области автоматизации извлечения
знаний, причем основное внимание будет сосредоточено на синтаксисе и правилах.
В последнем разделе эти результаты сравниваются с поздними работами, в которых
на первый план выходит семантика предметной области.
| |